Мы узнали, что, по мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие – называть шпалерами. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен».

Рыцарский зал в Эрмитаже.

D Рыцарском зале Эрмитажа экспонируется около 200 произведений, рассказывающих о развитии оружейного искусства с XV по XVII век и представляющих три основных вида вооружения – оборонительное, холодное и огнестрельное. Мы посмотрели коллекцию Эрмитажа и увидели, что их развитие было тесно связано между собой, и усовершенствование одного из них сразу же требовало улучшения другого вида. Например, изменение холодного и огнестрельного оружия в XV веке выявило недостатки доспеха этого времени и привело к его усилению; и наоборот, улучшение качества доспеха заставило мастеров по изготовлению огнестрельного оружия думать о его совершенствовании. В Рыцарском Зале Эрмитажа мы почувствовали, что это был один из самых ярких периодов в истории Европы, известный как эпоха Возрождения, давшая миру великих художников, ученых и архитекторов. Военное дело по-прежнему оставалось одним из основных занятий мужской части населения – одни непосредственно принимали участие в боевых действиях, другие создавали вооружение, изобретая, проектируя и украшая его.

В Рыцарском зале представлены доспехи и оружие, в основном 16-18 веков. В основном не боевые, а парадные предметы.

Большое количество разнообразных латных доспехов могло бы украсить любой замок. Их уже не использовали в бою, но любой аристократ стремился владеть хотя бы одним комплектом блестящих и крепких доспехов. И обязательно, непохожих на другие!

Много есть и неполного доспеха, более мобильного, нежели сковывающие латы.

Разнообразие видов шлемов вообще способно удивить – кроме вариантов с доспехами, много их и отдельно. Ведь в 16-17 веках шлема носили большинство видов профессиональных солдат.

Шпоры были не только функциональным предметом для управления лошадью. Шпоры также подчёркивали статность воина-рыцаря. И им уделялось особое внимание.

Мы задумались: можно ли было найти два одинаковых рыцарских щита? Ведь щит – это второе лицо рыцаря!

Холодная сталь клинков манит к себе, рука сама тянется поднять хоть длинный и тяжёлый меч, хоть тонкий и изящный кинжал. Мы почувствовали, что у холодной отточенной стали есть своя необъяснимая магия.

Не клинками едиными. Куда же без дробящего оружия?

В своё время арбалет произвёл чуть ли не революцию. В отличие от лука, стрелять из арбалета можно было научить кого угодно.
Даже когда огнестрельное оружие уже во всю использовалось – отказаться от арбалета не спешили.
Да что и говорить, в охоте и спорте они используются даже сейчас!

Именно 15-16 века стали переломными в пользу огнестрельного оружия. Убийственные дальние залпы доказали, что новая война ведётся порохом, а не сталью.
Но желание украсить своё оружие никуда не пропало – почему бы не покрыть любимый мушкет красивым узором?

На рыцарский турнир…

Кольчуга— главная часть защитного снаряжения рыцаря. Она представляла собой своеобразную металлическую тунику из множества железных или стальных соединенных между собой колечек. Ее надевали так же, как рубашку, свисавшую до колен, и на поясе стягивали ремнем. Спереди и сзади у кольчуги имелись разрезы для удобства езды на лошади, сверху она заканчивалась капюшоном, закрывавшим шею, затылок и подбородок. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец.

Читайте также:  Неисправность теплообменника в газовом котле

Щит рыцаря по форме напоминал большую миндалину; он был немного искривлен по вертикальной оси и заканчивался острым концом, позволявшим втыкать его в землю, чтобы защитить себя сзади. Размеры щита довольно значительны: около 1,5 метра в высоту и 50—70 сантиметров в ширину; он полностью прикрывал воина от подбородка до ног, а после сражения служил носилками. Щиты делали из соединенных между собой досок, укрепленных двойной железной основой, она шла по краям и соединялась в центре в виде восьмиконечной звезды. Внутреннюю часть щита набивали волосом, а внешнюю покрывали мехом, тканью или кожей, которые прибивали гвоздями. В наиболее выпуклом месте щита помещалась металлическая шишка, несколько выступавшая, изящной работы, иногда украшенная кусочками стекла или даже драгоценными камнями.

Шлем претерпел значительные изменения в продолжение изучаемого периода. В середине XII века он представлял собой своего рода стальную каску, состоявшую из шапочки полукруглой или остроконечной формы с плотным ободком, и прямоугольной железной пластинки для защиты носа. Постепенно задняя часть шлема стала закрывать затылок, передняя пластинка расширилась и прикрывала даже щеки. В 1210—1220 годах этот головной убор приобрел продолговатую форму из-за присоединения к нему боковых пластинок, закрывавших виски и уши. Хотя шлем и делали внутри мягким, его надевали не прямо на голову, а на капюшон кольчуги и завязывали дюжиной кожаных шнурков, продевавшихся через колечки. Нередко для смягчения ударов поддевали еще своеобразный колпак из шерсти или ткани. Иногда шлемы расписывали; чаще всего зеленой краской. Остальные части — верхушка, пластинка, закрывавшая нос, обод — более или менее изящно выковывали и украшали разноцветными стеклами, превратившимися в рыцарских романах в драгоценные камни или те самые сияющие карбункулы, что позволяли видеть в темноте.

Меч — главное рыцарское оружие. Он состоял из трех частей: клинка, рукояти и ее головки. Его размеры и формы могли быть самыми разными, однако чаще всего встречался нормандский меч длиной около метра и весом примерно два килограмма. Его широкий (от 7 до 9 сантиметров), крепкий и острый клинок делался из прочной стали с одной или двумя выемками на каждой плоской стороне (так называемыми каннелюрами), иногда его украшали золотой или серебряной насечкой. Однако им чаще пользовались как оружием рубящим, а не колющим, стараясь нанести противнику удар, но не убить его. Острие пускали в ход только для «протыкания щита» или «распускания колец кольчуги». Рукоять особенно богато украшали; узкая и длинная, она защищалась двумя дужками гарды, прямыми или загнутыми к лезвию. Головка рукояти представляла собой диск диаметром 6—10 сантиметров, иногда ее делали из драгоценных металлов.

Читайте также:  Белые комнатные цветы фото и названия

Копье — колющее оружие, его длина (около 3 метров) и вес (от 2 до 5 килограммов) не позволяли использовать его для метания. Древко копья изготовляли из крепких пород дерева, чаще всего — из ясеня, иногда — из граба, яблони или сосны и раскрашивали. Внизу оно заканчивалось металлическим наконечником, позволявшим втыкать его в землю, что во время сражений символизировало желание вступить в переговоры. На боевой стороне копья крепился короткий и острый наконечник в форме конуса, ромба или лепестка. Там, где рыцарь держал копье рукой, делалась выемка, иногда обтянутая кожей. Во время пеших переходов копье несли в вертикальном положении, а в бою его держали горизонтально (на плече или под мышкой, на уровне головы или бедра) или наклонно; в этом случае древко укрепляли на войлочной подушке у седла. Основная задача состояла в том, чтобы выдержать удар и, стремительно атаковав, разоружить противника, проткнуть его щит и повредить кольчугу.
К верхней части древка, под самым острием, прибивали кусочки ткани, выполнявшие роль эмблемы.

Поисково-исследовательская работа в Эрмитаже «Эпоха Возрождения в коллекциях и залах Эрмитажа»

Зал Леонардо да Винчи (зал № 214).

Празднично оформленный зал Старого (Большого) Эрмитажа.

Современный облик зала сформировался в 1858 году благодаря таланту и фантазии Штакеншнейдера. Просторную комнату талантливый зодчий оформил в стиле позднего французского барокко. Декоративное убранство составляли покрытые стуком пилястры, белые, розовые, светло-зеленые простенки, колонны из разноцветной яшмы и порфира, голубые лазуритовые вставки на белоснежных мраморных каминах.

Густые черно-красные тона дверей сочетались с традиционными барочными элементами: позолотой, бронзой, богатой лепниной стен и потолка. Отделка дверей соответствовала модному тогда стилю «буль», возникшему в мастерских французского мебельщика А. Буля, который украшал простые по формам изделия причудливым мозаичным узором. Двери декорированы пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Над дверями располагаются медальоны с портретами А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Ф.Паскевича, П.А.Румянцева-Задунайского, Г.А.Потёмкина и В.М.Долгорукова-Крымского.

Зал украшают живописные панно и плафоны. Сегодня в композицию стен зала Леонардо да Винчи входят декоративные панно, выполненные в XVII веке художником Падованино из Венеции. В 1850-х годах старинные картины дополнились полотнами меньших размеров, написанными русским академиком Ф.А.Бруни.

В нарядном двусветном зале представлены шедевры музея – два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи«Мадонна Бенуа», одно из немногих бесспорных творений мастера, и«Мадонна Лита».

Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) подвело итог достижениям XV в. и открыло новый этап в развитии итальянского искусства – Высокое Возрождение. До наших дней дошло немногим более десятка живописных произведений великого мастера, рассеянных по музеям разных стран. Две картины Леонардо да Винчи хранятся в Государственном Эрмитаже.

Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани) . В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалеры служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалерыпредставляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом» , кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни) , относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалер с фоном, сплошь затканным кустиками цветов] .

Читайте также:  Кесадилья это что за блюдо

Гобелен – вытканный вручную ковёр-картина. В строгом смысле — изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1607). Её главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями.

В чем различаются “шпалера” и “гобелен” ?

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения.

Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру.

Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалеры служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалерыпредставляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалер с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].

Гобелен – вытканный вручную ковёр-картина. В строгом смысле — изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1607). Её главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями.

Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 в. Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др. гобелены ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность гобелена — рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка.
http://sfinks-ne.narod.ru/
http://www.tapestrist.ru/Quality_ru.html.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *