Современная система образования в России является предметом многих споров и дискуссий. А реформы, проводимые в этой сфере, представляют собой мишень для особенно острой критики, как со стороны работников системы образования, так и тех, кто так или иначе вовлечен в процесс обучения. Наряду с этим, у российского образования существуют и многие другие проблемы, о которых мы также спросили в ходе нашего исследования.
Результаты исследования
Вопрос 1. Как Вы оцениваете систему образования в России? Здесь Вы по желанию можете дополнить свой предыдущий ответ |
|
Вопрос 16. По Вашему мнению, какая страна (страны) на сегодняшний день имеет лучшую систему образования? (*на данный вопрос ответило 48,8% респондентов от генеральной совокупности) | |
Страна | Процент |
Великобритания | 33,9 |
Финляндия | 17,7 |
США | 16,9 |
Япония | 15,3 |
Германия | 12,9 |
Китай | 10,5 |
Россия | 9,7 |
Швейцария | 6,5 |
Швеция | 4,8 |
Канада | 4,0 |
Франция | 4,0 |
Южная Корея | 3,2 |
Новая Зеландия | 2,4 |
Норвегия | 2,4 |
Анализ полученных данных
Результаты опроса показали, что половина опрошенных нами россиян (50,2%) оценивает систему образования в России на «удовлетворительно», а четверть опрошенных (25,1%) поставила оценку «плохо». Лишь 15,8% респондентов оценивают российское образование на «хорошо», а на «отлично» — всего 2%. При ответе на дополнительный вопрос были получены следующие комментарии:
«Основной упор делается на запоминание материала, а не на развитие мышления в целом».
«В России прекрасная система образования, НО! Министерство образования делает всё возможное, чтобы это было не так (конечно, какому государству нужны образованные люди, когда не хватает рабочей силы?!)».
«Сейчас в российской системе образования ВСЕ зависит от личности учителя. Однако настоящие учителя продолжают существовать не благодаря, а вопреки системе, которая продолжает их выдавливать из школы (или вуза)».
«Система образования находится в переходном состоянии, для которого характерны отставание педпрактики от зафиксированных стандартов, которые сами ещё дополняются и переосмысливаются».
«Отлично преподавали и воспитывали до 1917, хорошо было до 1970х, удовлетворительно до 1985, плохо и очень плохо в последующее по настоящее время».
Результаты опроса показали, что у 43,7% респондентов в семьях есть дети, которые ходят в школу. Таким образом, значительному числу россиян ситуация со школьным образованием известна не понаслышке. Из всех опрошенных около половины (53,9%) оценивают уровень преподавания в современной российской школе на «удовлетворительно». Оценки «хорошо» и «плохо» поставило примерно равное количество опрошенных (по 20%).
На вопрос о том, характерна ли, по мнению респондентов, для современной российской школы проблема коррупции, 20,8% опрошенных ответили: «однозначно да», а около половины респондентов (48,5%) — «скорее да, чем нет». Таким образом, порядка 70 % опрошенных россиян, так или иначе, считают актуальной проблему коррупции для российской школы.
В следующих вопросах мы попросили респондентов выбрать положительные и отрицательные качества в социально-психологическом портрете современного российского школьника. Исходя из ответов респондентов, современный российский школьник прежде всего умен (40,1%). Это наиболее значимый показатель. Стоит отметить, что около трети опрошенных россиян (33,2%) считают, что положительные качества у российского школьника отсутствуют.
Что касается негативных качеств, то здесь показатели значительно выше. Так, по мнению россиян, современный российский школьник ленивый (63,4%), безответственный (61,7%), агрессивный (55,7%) и грубый (45,5%).
Ответы на другой вопрос исследования выявили, что у четверти россиян (25,6%) в семье есть те, кто в настоящее время учится в вузе. При этом 46,8% респондентов оценивают уровень преподавания в вузе на «удовлетворительно», 34,9% — на оценку «хорошо», а 10,6% ответили: «плохо». Таким образом, уровень преподавания в вузе в среднем оценивается россиянами лучше, чем уровень преподавания в школе.
На вопрос о том, характерна ли, по мнению респондентов, для российского вуза проблема коррупции, половина опрошенных (50,2%) ответила «скорее да, чем нет», а 35,7% респондентов — «однозначно да». Таким образом, около 85% опрошенных считают, что проблема коррупции присутствует в системе российского вуза. Как мы помним, в отношении школы о наличии подобной проблемы высказалось примерно на 15% меньше респондентов.
Что касается социально-психологического портрета современного российского студента, опрошенные нами россияне наделили его таким положительным качеством, как ум (39,8%). Среди негативных характеристик превалируют «ленивый» (68,7%) и «безответственный» (52,3%). В отличие от школьника, студенту в наименьшей мере приписываются агрессивность и грубость.
На вопрос о том, может ли качественное образование, по мнению респондентов, быть бесплатным, 51,4% опрошенных ответили: «однозначно да», а 41,4% — «скорее да, чем нет». А на вопрос «Считаете ли Вы, что советская система образования была лучшей в мире?», 57,1% респондентов ответили: «однозначно да», а 31,3% — «скорее да, чем нет».
Около 75% россиян относятся к ЕГЭ (Единому государственному экзамену) негативно, из которых 33,9% — «скорее против, чем за», а 42,4% — «однозначно против». Лишь 4,6% респондентов однозначно поддерживают ЕГЭ, а 19,1% ответили: «скорее за, чем против».
В следующем вопросе исследования респондентам предлагалось выбрать наиболее острые проблемы современной системы образования. Такими, по мнению опрошенных, являются проблемы низкого уровня оплаты работникам образования (62,5%), низкого уровня квалификации преподавателей (56,2%), а также плохая материальная обеспеченность образовательных учреждений (55%).
В варианте ответа «Другое» определенное количество респондентов (9,2%) высказало следующие мнения по данному вопросу:
«Родителям приходится за свой счёт покупать учебники, мебель и делать ремонт».
«Отсутствие системы в голове у руководителей российского образования».
«Министерство образования навязывает такие стандарты, при которых учащимся невозможно получить какие-либо знания (независимо от квалификации преподавателя и уровня финансирования): увеличивающийся объём материала при всё уменьшающемся количестве часов на его изучение».
«Частая смена автором учебников, низкий уровень содержания знаний в учебниках, отсутствие творчества в обучении, одни тесты кругом».
«Система анархии и вседозволенности для учеников; низкий уровень статуса и уничиженное положение учителей; преобладание интерактивного развлекательного контента; неправильная расстановка жизненных ценностей и приоритетов; культивируемое социальное неравенство и бездуховность».
В заключительном вопросе исследования респондентам предлагалось указать страну, которая, по их мнению, на сегодняшний день имеет лучшую систему образования. На данный вопрос ответила половина опрошенных (48,8%). Из них 33,9% респондентов в качестве такой страны указали Великобританию. Далее с определенным отставанием по количеству набранных ответов идут Финляндия (17,7%), США (16,9%), Япония (15,3%).
Выборка исследования
Было опрошено 254 респондента, из них: 30,3% — мужчины, 69,7% — женщины. Возраст: до 18 лет — 0,8%; 19–25 лет — 7,1%; 26–35 лет — 34,6%; 36–45 лет — 23,6%; 46–55 лет — 22,1%; от 56 лет — 11,8%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 30,7%; СЗФО — 12,6%; ЮФО — 7,5%; СКФО — 1,6%; ПФО — 16,5%; УФО — 8,3%; СФО — 16,5%; ДФО — 4,3%. Другая страна — 2%.
Вместо путёвки в профессию вы получаете устаревшие знания, лишние предметы и скуку смертную.
Почему не все университеты одинаково полезны
Около 30,2% россиян от 25 до 64 лет имеют Образование в цифрах высшее образование. В возрастной группе от 24 до 34 лет этот показатель ещё выше — 40,3%. При этом в Правительстве РФ уже не первый год говорят Голодец: двум третям россиян высшее образование не нужно о том, что стране не нужно столько людей, окончивших вуз. Многие из них не могут найти работу по специальности, так как на рынке просто нет потребности в таком количестве специалистов.
Переоценённым высшее образование считают Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? 56% опрошенных россиян. В то же время многие тратят 5–6 лет своей жизни на то, чтобы получить диплом, которому не обязательно сопутствуют знания.
Сейчас в стране 741 Образование в цифрах высшее учебное заведение, не считая филиалов. При этом в рейтинге 200 лучших университетов мира — 2019 1 000 лучших мировых университетов QS World University Rankings находятся только 25 из них.
Средний российский вуз редко способен дать хорошее образование и сделать из вас высококлассного специалиста. И вот почему.
1. Мало практики
Чтобы понять, как функционирует отрасль и где в ней ваше место, нужно работать «в полях». Если вы большую часть времени тратите на лекции, ваши знания так и ограничатся теорией, а как применять её — не ясно. Много информации в голове — отлично, если вы участвуете в конкурсе на разгадывание кроссвордов. Но вам после выпуска придётся решать прикладные задачи.
Глубокие теоретические знания вам, возможно, и пригодятся. Но в начале карьеры на линейной должности от вас ждут умения выполнять некий набор действий, который приводит к нужному результату. Для этого мало знать теорию — нужно хотя бы несколько раз опробовать всё на практике. Но университеты этому чаще всего не учат.
Вышла из вуза без профессии.
Я училась на инженера информационных систем (по сути, на программиста). После получения диплома пошла работать и осознала, что взаимодействию в команде нас не учили — никаким Scrum, Agile, Kanban. Основы программирования дали, но их было невозможно применять в реальной жизни. Промучилась три месяца и сменила сферу: ушла верстальщиком в газету, причём сама освоила специальность.
В прошлом году в тот же вуз поступил мой брат. Но программа стала ещё хуже, даже сопромат добавили, чтобы добрать часов. В итоге он бросил университет и пошёл на вечерние курсы по программированию.
2. Вуз даёт устаревшие знания
В университетах вам не могут преподавать отсебятину: весь процесс обучения строится по утверждённым госстандартам. Везде, где запущена бюрократическая машина, изменения происходят очень медленно. А вот в полевых условиях всё развивается мгновенно, особенно в некоторых сферах. Поэтому нередки такие ситуации, когда студентов учат уже устаревшим технологиям. Они хороши лишь для расширения кругозора и уже имеют мало значения даже для понимания развития процессов в отрасли.
Получала знания из прошлого.
Журфак, 2010 год. Основы редакторской деятельности по учебнику 1989‑го! А верстать нас учили по макетам 80‑х годов.
3. В университетах высокий уровень коррупции
Вуз вузу рознь. Где‑то достаточно сложно договориться о сдаче экзамена или зачёта за деньги, а где‑то дипломы сразу выдают в пакетиках с надписью «Спасибо за покупку». Однако проблема существует. Например, доцента Сибирского государственного индустриального университета осудили Новокузнецкого доцента за 114 преступлений оштрафовали на 95 тысяч рублей за 58 взяток. Студенты перечисляли ему деньги прямо на карточку.
Если отставить в сторону юридическую сторону вопроса, то подкуп преподавателей прежде всего демотивирует остальных студентов. Можно сколько угодно разглагольствовать о том, что знания не купишь. Но IQ на лбу не написан. Зато в дипломе проставлены оценки — точно такие же, как у тех, кто всё купил. И здесь же появляется соблазн: «Может, и мне заплатить?»
Хоть уголовных дел по взяткам в вузах возбуждается немного, слухи распространяются быстро и у выпускников отдельных университетов складывается определённая репутация.
Заглянула в бездну беззакония.
Мы снимали квартиру с девочкой, которая даже не ходила на зачёты и экзамены. Вся группа просто скидывалась одному человеку, и он относил преподавателю деньги и зачётки. Не хотелось бы, чтобы мои интересы представлял юрист, который учился с ней на курсе.
4. Университеты следуют «линии партии»
В некоторых случаях «линию партии» следовало бы писать без кавычек, потому что речь идёт о конкретных политических силах. Но даже если они тут ни при чём, нередко бывает, что вуз больше напоминает режимный объект, нежели учебное заведение.
Период с 15 до 19 лет считается поздним подростковым возрастом, когда мировоззрение человека ещё формируется. Жёсткие ограничения, как надо думать и что делать, явно не воспитывают свободную личность.
Ходила на митинг за оценку по физкультуре.
У нас был довольно либеральный вуз, но на каких‑то выборах старост заставили обзвонить свои группы и выяснить, кто голосовал, а кто нет. И если кто‑то пренебрёг своим гражданским долгом, объяснить, как он не прав. Но хотя бы не говорили, за кого ставить галочку в бюллетене. Студентам другого вуза нашего города, где училось много ребят из области, оплачивали дорогу домой и обратно, лишь бы они дома правильно проголосовали.
Ну а ещё мы как‑то вместо физкультуры ходили на митинг за одну партию. Если бы не пошли, поставили бы прогулы, а от посещаемости зависел зачёт.
5. Учёба требует больших денег
Если вы не поступили на бюджетное место, вам придётся раскошелиться. В среднем платная программа в российском вузе в учебном году 2018–2019 обходилась в 140 Лидерами платного приёма в 2018 году стали социально‑экономические и гуманитарные направления тысяч рублей. Вместе с расходами на питание, проживание и так далее сумма получится довольно большой. У студента‑бюджетника траты будут меньшими, но тоже значительными.
Примечательно, что лидерами платного образования обычно становятся социально‑экономические и гуманитарные направления, бюджетные места на которых были сокращены, так как рынок переполнен специалистами.
6. Набор предметов часто выглядит случайным
Многие предметы никак не соотносятся с будущей профессией. Они якобы должны расширить кругозор. И это отлично с точки зрения общего развития, но не делает вас ближе к специальности, а время отнимает. Особенно высокая концентрация таких предметов наблюдается на первых курсах. Скажем, студенты сразу сталкиваются с философией, которая должна научить их понимать, как устроен мир. Но как это сделать, если большинство их них не может понять уже даже философию как предмет?
7. Университет разочаровывает
Это одна из главных проблем современного образования. Люди, которые идут в вуз за профессией, нередко разочаровываются в ней ещё до окончания университета, и в этом виновато всё вышеперечисленное.
52% выпускников вузов жалеют Выпускникам не хватает поддержки вузов о своём выборе профессии, а 33% предпочли бы другое направление. Только 12,3% опрошенных не нашли недостатков в полученном образовании. Остальные жаловались на бесполезность дисциплин в программе, неактуальность предметов и невозможность применить знания на практике.
В последнее время участились ролики, в которых можно понять основную идею, которая заключается в том, насколько низко качество образования в современной России. Этот пост – ода Российскому образованию, Россия, вперёд. )
Семь лет подряд Россия занимает пальму первенства среди всех университетов Мира, и в 2018 году команда МГУ заняла первое место в чемпионате Мира по программированию) и это не фейк, Россия – это огромные таланты. Засим всё.
Дубликаты не найдены
Так эти все таланты и уедут потом где платят больше – в Америку и европу
Россия – щедрая душа! ©
Так хваленые стэнфорды и гарварды даже одну команду не смогли выставить, про массачусетс вообще молчу. И в списке, между прочим, не один институт, а целых ТРИ
Не смогли выставить или просто не приняли участия? С трудом себе представляю, как по MIT-у ищут программеров, чтобы собрать команду и . не находят.
И если вы не знаете всех тонкостей проведения и награждения команд в данном чемпионате, то это ваша вина. Победителей чествует президент той страны, где проводится финал, и на награждении вывешивается флаг страны университета, а не флаг университета. Это, мля, ВСЕМИРНЫЙ чемпионат, где участвуют ГИГАНТЫ, и РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ берут ПЕРВЫЕ места
Ну да, давайте не замечать никаких плюсиков, а сказать, что в целом всё – говно.
Эти рейтинги составляют ЗАРУБЕЖНЫЕ источники, странный вы мой. Которые потом согласно этого так называемого честного рейтинга берут у вас денюжки на просвещение вашего чадушка
Что-то мы уже которое десятилетие подряд выигрываем все олимпиады, а из результатов – только победы в этих олимпиадах. Конкурентоспособных российских продуктов на рынке нет, ни одна российская компания даже рядом не стояла с каким-нибудь Valve, к примеру. Может, цель нашего образования – выигрывать олимпиады, никакого прикладного значения у него нет?
Приколись, насколько ВЕЛИКИ наши успехи, что в качестве выдающегося российского (?) деятеля современности ты приводишь Сергея Брина?
Сергей Михайлович Брин родился в Москве в семье советских евреев—математиков, переехавшей на постоянное место жительства в США в 1979 году, когда ему было 5 лет.
Ну, справедливости ради, у нас есть без преувеличения гений Перельман. Кстати, где он сейчас? В Швеции? Кхм, пардон, неудачный пример.
Я решил, что у тебя весь сарказм в нацпредателя Дурова ушел)
В результате их проекты все равно крутятся не в России.
Гугл, ВК и Телеграмм не первичные продукты, а измененная копия.
Кроме того Сергей Брин лишь номинально русский. Он в 5 лет переехал.
Российское образование наоборот одно из худших в мире.
Победы в конкурсах одной команды, одного факультета, одного университета ничего не значат. Победы в конкурсах в принципе не значат ничего.
Если из 100 000 обучившихся 0.001% чего-то добивается в области которую изучало, а все остальные бросают специальность навсегда это ужасно! Особенно если все эти успехи сводятся лишь к конкурсам, а не к изобретениям или продуктам.
Большинство институтов до сих пор учат студентов делфи, интербейзу и подобному. То что кто-то выигрывает не отображает картину в целом, да и сам институт может не отображать.
1 учреждение – не показатель ВСЕГО образования. Москва, Питер, Екб, Новосиб более-менее нормально построили образование, но Россия несколько больше 4-х городов и вот там – пиздец.
Так это не благодаря, а вопреки образованию