Надежда Копань
Виды природного материала для поделок с детьми
Детей нужно как можно раньше приобщать к миру прекрасного, учить любить и бережно относиться к окружающему нас миру, учить видеть красивое, пользоваться дарами природы. Осенью можно с детьми собрать природный материал для поделок. Какие виды природного материала мы используем.
Плоды хвойных деревьев — шишки — отличный материал для творчества. Их форма напоминает туловище человека и животного. Шишки бывают разные по форме: еловые. сосновые, кедровые. Использовать для поделок лучше нераскрывшиеся шишки.
Для поделок можно использовать хвойные иголки. Сделать ежику иголки, лапки пауку, усики для бабочки, например. Хвою можно собирать в местах, где растут сосны и ели. Лучше использовать свежую хвою.
Для изготовления поделок можно использовать грецкие орехи, лесные, кедровые. Скорлупа орехов твердая. Разделывать орехи на половинки нужно ножом или молотком. Это делают взрослые. Что из орехов можно сделать? Лодочки, тележку, черепаху, жука.
Бывает березовая, сосновая, дубовая.
Береста-березовая кора, очень прочная, в народном творчестве в России издавна славились изделия из бересты. Собирать кору лучше летом и только с веток или деревьев, которые уже спилены.
Ветки деревьев, корни
Тоже используют для поделок, из них делают руки, ноги, шею. Корни растений бывают иногда очень причудливой формы. Фантазия поможет увидеть в корнях паука, осьминога или чудище лесное. Собирать корни можно на берегу реки, озера.
Можно использовать семена растений, деревьев, цветов, семечки подсолнечника, тыквы. Собирать семена лучше осенью. Из семян можно сделать крылышки насекомым. Из плодов шиповника, рябины тоже можно сделать птичек, бусы.
Что еще можно использовать для изготовления поделок?
Солому, траву, цветы, початки кукурузы, различные крупы, которые есть дома у каждой хозяйки. Применяют для поделок мох, перья птиц, только чистые.
Летом многие отдыхают на море, озере, реке. На берегу можно с детьми собрать ракушки, которые бывают очень причудливой формы. Из ракушек потом тоже делают игрушки, делают, например, уши чебурашке, крылья птичкам и многое другое. Также можно собрать камешки, а потом их покрасить и что-то красивое сделать.
Гуляйте с детками и собирайте природный материал для поделок. А в дождливую погоду можно дома устроить мастерскую и сделать игрушки или композицию из природного материала.
«Очарование природы». Выставка поделок из природного материала Всем! Всем! Всем! Приглашаем вас посетить нашу выставку, увидеть как сказочна и богата наша природа. А природа у нас действительно великолепна.
Фотоотчёт о выставке поделок из природного материала Стало уже традицией в нашем детском саду ежегодно, в октябре проводить конкурс – выставку поделок из природного материала, сделанных.
Фотоотчёт об осенней выставке поделок из природного материала решила осень,самое удивительное и красивое время года. Каждый день природа преподносит нам фантастические пейзажи и так хочется их запечатлеть.
Консультация «Изготовление поделок из осеннего природного материала с детьми старшего дошкольного возраста» Изготовление поделок из природного материала является одним из увлекательнейших творческих занятий, способных вовлечь детей и взрослых в.
Конкурс поделок из природного материала «Осень золотая» ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ Листочки танцуют, листочки кружатся И ярким ковром мне под ноги ложатся. Как будто ужасно они занятые, Зелёные, красные.
Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного.
Осенняя выставка. Фоторяд поделок из природного материала В нашем детском саду во всех группах состоялись выставки с природного материала, посвященные красавице осени. Старались все,наша группа.
Выставка поделок из природного материала «Осенний фейерверк» Проект «Осенний фейерверк» (поделки из природного материала). Методическая разработка для воспитателей ДОУ. Автор проекта: Савина Елена.
Выставка поделок из природного материала «Дары осени». Сейчас на дворе осень, когда все листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, бордовыми – это красивое время года. Но это и грустное.
Выставка поделок из природного материала «Золотая осень» Здравствуйте, друзья! Вот и наступила осень, на мой взгляд, осень – это самое красивое и яркое время года! И мы совместно с родителями решили.
Природный материал создает сама природа, а человек преобразует его и создает художественный образ. Этот материал разнообразен по своим качествам, свойствам и признакам. Можно выделить следующие виды природного материала:
1. Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.).
Листья имеют причудливую форму и могут быть основой выразительного образа. Листья можно наклеить на основу, дополнить фрагментами (дорисовать, доработать с помощью пластических материалов, присоединить другие по фактуре материалы), чтобы получить целостное изображение. С помощью листьев можно сделать объемные поделки, скрутив их, связав нитками или закрепив с помощью скотча. Из листьев получается интересный коллаж, поскольку они имеют широкую цветовую палитру и разные фактуры.
Семена являются незаменимым средством для изготовления плоскостных, полуобъемных и объемных работ. Плоскостные выполняются по принципу аппликации, когда семена наклеиваются на основу с помощью клея или закрепляются на пластилине (глине, эглине, мукосоли, пластике и т. д.). Полуобъемные работы получаются за счет того, что используются объемные семена, работа приобретает вид барельефа. Для выполнения объемных поделок из семян необходима основа, которую, как правило, выполняют из любого пластического материала, на котором закрепляют семена. Технология изготовления поделок меняется в зависимости от возраста детей.
Соломка относится к одному из выразительных материалов. В аппликации находят применение солома и различные колосья, из которых составляется целостное изображение. Очень часто соломка применяется для инкрустации предметов мебели, различных аксессуаров, предметов дизайна и пр. Объемные изделия получаются путем соединения колосьев лыком, эластичными травинками, тонкими льняными нитями.
Ветки могут быть частью поделки или выступать в качестве самостоятельного образа. При этом можно сохранить фактуру веток, используя их выразительность, а можно раскрасить их, сделав образ стилизованным. Ветки активно включаются в композицию икебаны, декорируются лентами, бусинками, искусственным камнем, пенопластом, кусочками ткани, кожи.
Кора и лоза могут использоваться в качестве основы для поделок, выступать подручным материалом или иметь самостоятельное художественное выражение. Например, из коры получаются интересные подставки для карандашей, вазы, кашпо и пр.
Древесина как природный материал в работе с детьми используется реже не только потому, что ее трудно приобрести, особенно в городах, но в основном из-за сложности ее обработки, так как нужны специальные инструменты, которыми дошкольники в силу возраста не владеют. Дети могут использовать обрезки мягкого дерева. Из этого материала можно что-то построить с помощью тонкой проволоки, клея, монтажной пены. Натуральный цвет дерева красив сам по себе, но дерево можно и покрасить, сохранив естественную фактуру.
Плоды (желуди, шишки, грибы, орехи, овощи, фрукты, ягоды) разной формы являются стимулом для развития фантазии. С ними можно экспериментировать, моделировать пространство. Спектр их применения очень широк — от небольших поделок до крупных декоративных панно и скульптур. Иногда для выполнения изделий из плодов требуется их предварительная обработка (высушивание, разглаживание, лакирование, грунтовка и т.д.). Дети младшего дошкольного возраста предпочитают выполнять изделия в основном из сочных плодов и свежих листьев. Для соединения их берут различные травинки и палочки. Подставкой для изделий из свежих материалов может служить пенек лозы или красиво сплетенные из прутьев корзины и кашпо. Дошкольники среднего и старшего дошкольного возраста используют и свежие и сухие материалы, совмещая их для достижения выразительности.
2. Материалы минерального происхождения (камни, песок, ракушки и т.д.).
Камни служат отличным материалом для конструктивного творчества. Из камней можно выполнить подставку для поделки. Из камней получаются интересные барельефы. С помощью мелких камушков легко создавать рельефную фактуру поделки, например: изобразитьпанцирь черепахи, чешуйки рыбки, лепестки цветка, фасад дома, поверхность камина, морское дно и т.д. Закреплять камни лучше с помощью пластических материалов, монтажного клея или монтажной пены. Все зависит от идеи образа. Крупные камни служат основой для росписи. Из камней получаются изящные украшения. Из разноцветных морских камней складываются мозаичные полотна, которыми можно украшать интерьер любого помещения, в том числе и детского сада, а также отдельные предметы дизайна.
Камни можно использовать для изготовления дидактических игр и пособий. Например, используя камни разного размера, можно формировать у детей представления о величине. Обследование поверхности камней создает предпосылки для сенсорного развития, в частности для развития мелкой моторики пальцев рук.
Песок имеет два направления применения. Первое — песок выступает в качестве пластического материала. Из него можно лепить мелкие фигурки и крупные скульптуры. Этот вид творчества занимает не только ребенка, но и взрослого человека. Из песка можно слепить не только отдельные предметы, но и архитектурные сооружения, а также целый город. Второе — применение песка в качестве изобразительного материала для аппликации и рисования. В этом случае песок присоединяется к основе с помощью клея и красок.
Ракушки, имея причудливые формы, служат основой для создания выразительных образов, которые способны выполнить даже дети дошкольного возраста. Конечно, их поделки просты по своему содержанию, но они способствуют развитию образного мышления, формообразованию. В зависимости от возраста применяются разные соединительные материалы (клей, пластилин, глина, мукосоль, бумажная масса и пр.).
3. Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья).
Яичная скорлупа применяется для получения как плоских изображений, так и объемных. Плоскостная композиция из скорлупы имеет вид мозаики. При этом можно использовать естественные оттенки скорлупы, а можно ее предварительно окрасить с помощью пищевых красителей, тогда мозаика будет полихромна. Из целостной яичной скорлупы можно сделать разнообразные елочные игрушки, героев для пальчикового и настольного театра, мобили, гирлянды, сувениры и т.д. Для объемных поделок скорлупу предварительно необходимо обработать (удалить внутреннюю часть, сделав маленький прокол и откачать содержимое яйца), затем яичная скорлупа дорабатывается до образа с помощью бумаги, картона, природного, бросового и пластического материала.
Кожа применяется для аппликации и объемных поделок. Из кусочков кожи вырезаются детали в соответствии с намеченным эскизом, затем они соединяются в целостную композицию с помощью клея. При этом детали в зависимости от замысла могут приклеиваться полностью или частично. Аппликация из кожи может иметь различные размеры — от миниатюр до огромных панно. Также из кожи можно делать объемные поделки, скручивая кусочки кожи и скрепляя их клеем, нитками, придавая определенную форму. Особый интерес сегодня для многих представляют аксессуары, выполненные из кожи (ремни, сумки, кошельки, футляры, пеналы, головные уборы и пр.), в том числе и украшения (колье, бусы, браслеты, ремешки, кольца и т.д.).
Мех активно используется в ручном дизайне. Он применяется для изготовления разнообразных аксессуаров и декорирования поверхностей (например: альбомов, рамок, шкатулок, сумок и пр.). В работе с дошкольниками мех применяется не так часто. Связано это с тем, что у некоторых детей мех вызывает аллергическую реакцию, в связи с чем его применение минимально или натуральный мех заменяется искусственным. Сама фактура меха позволяет создать самые разные образы животных, имитируя их шерсть. Аппликации из меха всегда интересны и привлекательны для детей. Комбинируя мех с другими материалами, можно добиться выразительности создаваемого образа, подчеркивая его характер.
Пух и перья применяются, так же как и мех. Они создают определенную фактуру, которую можно использовать для отображения предметов, объектов и явлений окружающей действительности, например: облаков, туч, снега, растений, животных. Пух и перья не требуют предварительной обработки, к основе они крепятся с помощью клея и пластических материалов. Чаще всего пух и перья в поделках применяются фрагментарно, поэтому дорабатывать образ можно с помощью других материалов (бумаги, кусочков ткани, кожи, пуговиц, бусинок и пр.).
Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.
В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.
Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.
Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.
Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.
Начнем с самого распространенного материала известного еще с древних времен, это глина.
Глина, встречается в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики – от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладов возникают фабрики и заводы по производству керамики. Например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после высыхания её можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью.
Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправит» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На содовых участках её можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов.
Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где- нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегающие на большой глубине, оказываются на поверхности.
Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), свет- ложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, коричневый, красно-коричневый, коричнево-фиолетовый цвет).
Керамика — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.
Дерево с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.; резьба на фасадах и в интерьерах зданий; облицовка стен рейкой, тёсом и т.п.), а также при изготовлении печатных форм для ксилографии, набойки и узорных пряников. Человек в повседневной жизни постоянно соприкасается с деревом – на лоне природы, и в быту с теми или иными изделиями, созданными из дерева. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, помогает и радует человека, доставляя ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы: его физические и пластические возможности издавна привлекают человека.
Многовековая практика обработки дерева позволила накопить большой опыт, изучить все его свойства и выразительные возможности. Так постепенно сложились определенные традиции работы с деревом в зависимости от природно-климатических условий, образа жизни и деятельности человека.
Богатство цветовых оттенков дерева , разнообразие фактуры и текстуры (волнистость, концентричность, живописная перепутанность волокон и т.д.) определяют бесконечное множество декоративных эффектов изделий, а относительная лёгкость обработки способствует непосредственному воплощению творческой энергии художника.
Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу . Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.
Прекрасный материал для резьбы – древесина березы . Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.
Для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины .
Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.
Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню ,черешню и т.д.
Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны , ели , кедра , тиса . Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.
Многие тысячелетия дерево оставалось доступным, любимым и понятным человеку материалом. Дерево – конструкционный материал. В этом качестве оно является незаменимым строительным материалом. Удивительны его механические, физические качества: дерево хорошо поддается обработке, его можно резать, рубить, пилить, строгать, точить, гнуть. Упругость и вязкость позволяют хорошо удерживать шурупы и гвозди. Покрытия лаками и олифами делают дерево водонепроницаемым.
Дерево обладает исключительными практическими качествами. Все предметы, созданные из дерева, несут в себе черты скульптурности. Дерево – материал декоративный. Как живой природный организм оно имеет свои неповторимые особенности строения, выражающиеся в текстуре и цвете. Во всей совокупности механических, пластических и декоративных качеств дерево является исключительно подходящим материалом для выполнения художественных работ.
Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.
Резьба по дереву – вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Резьба – вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.
Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.